1. Организационно-нормативные требования к профессиональным образовательным организациям |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
1.1.Создание в профессиональной образовательной организации структурного подразделения, ответственного за организацию получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
Осуществлено распределение между существующими структурными подразделениям колледжа обязанностей по созданию условий для получения образования инвалидами и лицами с ОВЗ. Приказ от «1» сентября 2021 г. № 27а «О исполнении ФЗ № 419 от 1.12.2014 г.»
Назначен специалист по сопровождению инвалидов и лиц с ОВЗ:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
1.2.Регулирование локальными нормативными актами профессиональной образовательной организации деятельности по организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами |
Внесены изменения в локальные нормативные акты: - Положение об организации и проведении текущего контроля знаний и промежуточной аттестации; - Порядок обучения по индивидуальному учебному плану; - Должностные инструкции преподавателей и сотрудников
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
1.3. Ведение специализированного учета обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов на этапах их поступления в профессиональную образовательную организацию, обучения, трудоустройства |
Осуществляется ведение специализированного учета обучающихся инвалидов на этапах: поступления, обучения, трудоустройства. В колледже обучаются 7 чел. инвалидов: до 18 лет – 4 чел., после 18 лет – 3 чел.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Требования к кадровому обеспечению профессиональной образовательной организации |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
2.1. Введение в штат профессиональных образовательных организаций должности тьютора, педагога-психолога, социального педагога (социального работника), специалиста по специальным техническим и программным средствам обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов и других необходимых специалистов с целью комплексного сопровождения их обучения |
Имеются в штате: социальный педагог, педагог-психолог (специализация специальный психолог) за сотрудниками ИТ отдела закреплены обязанности по обеспечению образовательного процесса специальными техническими и программными средствами обучения обучающихся с ОВЗ и инвалидов. |
||||||||||||||||||||||||||||||||
2.2. Дополнительная подготовка педагогических работников с целью получения знаний о психофизиологических особенностях инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, специфике приема-передачи учебной информации, применения специальных технических средств обучения с учетом различных нарушений функций организма человека |
Проводится ежегодно инструктирование сотрудников организации по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи - 60 чел.; Преподаватели прошли обучение на курсах по следующим темам: - Психолого-педагогическое и тьютерское сопровождение инвалидов и лиц с ОВЗ – 4 чел.; - Обеспечение доступности для инвалидов объектов образовательных услуг, на которые они предоставляются – 1 чел.; - Реализация образовательных программ СПО с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (адаптированных) - 4 чел.; - Организационно-правовые вопросы получения среднего профессионального образования и профессионального обучения обучающимися лицами с ограниченными возможностями здоровья - 3 чел.; - Педагогические и психологические аспекты организации инклюзивного профессионального образования для лиц с ОВЗ – 2 чел. Предусмотрено проведение семинаров для педагогических работников с целью получения знаний о психофизиологических особенностях инвалидов и лиц с ОВЗ, специфике приема-передачи учебной информации, применения специальных технических средств обучения с учетом различных нарушений функций организма человека |
||||||||||||||||||||||||||||||||
2.3. Введение при необходимости в штат профессиональных образовательных организаций должностей сурдопедагога, сурдопереводчика для обеспечения образовательного процесса обучающихся с нарушением слуха; тифлопедагога для обеспечения образовательного процесса обучающихся с нарушением зрения |
Нет необходимости.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Требования к работе с абитуриентами из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
3.1. Организация профориентационной работы с абитуриентами из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
Основными формами профориентационной работы являются дни открытых дверей, консультации для инвалидов и родителей по вопросам приема и обучения. План профориентационной работы ГБПОУ «ИЭК» на 2021-2022 учебный год
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
3.2. Обеспечение информационной открытости профессиональной образовательной организации для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и их родителей |
Создан специальный раздел, отражающий наличие в образовательной организации специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Требования к доступности зданий и сооружений профессиональных образовательных организаций и безопасного в них нахождения |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
4.1. Обеспечение доступности прилегающей к профессиональной образовательной организации территории, входных путей, путей перемещения внутри здания для различных нарушений функций организма человека |
Имеется возможность проезда автотранспорта для выгрузки маломобильных групп населения до центрального входа. Доступность прилегающей к профессиональной образовательной организации территории, входных путей, путей перемещения внутри здания для лиц с ОВЗ обеспечена (кнопки вызова помощи, специализированный колясочный подъемник, тактильные наклейки)
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
4.2. Наличие специальных мест в аудиториях профессиональной образовательной организации для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов |
В лекционных аудиториях, лабораториях, библиотеке и иных помещениях предусмотрены места для обучающихся по каждому виду нарушений здоровья – опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения. |
||||||||||||||||||||||||||||||||
4.3. Наличие оборудованных санитарно-гигиенических помещений для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов |
Оборудованные санитарно-гигиенические помещения для обучающихся с ОВЗ и инвалидов имеются.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
4.4. Наличие системы сигнализации и оповещения для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов |
Установлены кнопки вызова на входах всех учебных корпусов и общежития, по сигналу которых вахтеры оказывают необходимую помощь обучающимся с ОВЗ и инвалидам. Имеется АПС с громкоговорящим оповещением, с выходом на пульт пожарной охраны. Во всех корпусах наклеены стикеры с указанием путей эвакуации.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
ГБПОУ «ИЭК» располагает буфетом на 40 посадочных мест, расположенном в студенческом общежитии по адресу г. Иркутск, ул. Костычева 3. Помещение буфета соответствует действующим санитарным нормам и гигиеническим нормативам, находится на первом этаже. Буфет работает по договору об организации питания обучающихся. Все обучающиеся, в том числе инвалиды и лица с ОВЗ, имеют возможность приобрести горячие питание, напитки, выпечку по доступным ценам. В соответствии с распоряжением Министерства образования Иркутской области - компенсационная выплата на питание студентов, обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена, за исключением студентов из числа лиц, находящихся на полном государственном обеспечении составляет 134,16 рублей без учета районного коэффициента (Закон Иркутской области от 10 июля 2014 года № 91-ОЗ «Об отдельных вопросах образования в Иркутской области»). Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих или единственного родителя компенсационная выплата на питание, составляет 261руб./день |
||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Требования к материально-техническому обеспечению образовательного процесса |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
6.1. Наличие звукоусиливающей аппаратуры, мультимедийных средств и других технических средств приема-передачи учебной информации в доступных формах для обучающихся с нарушениями слуха |
- звукоусиливающая аппаратура СОНАТА-5М для людей с ограничениями по слуху (10 рабочих мест); - звук передающая система «РадиоГид»; - мультимедийные средства; - проекторы с экранами; - технические средства для организации онлайн трансляции; персональные компьютеры с подключенными Web-камерами. Предусмотрена возможность дистанционного обучения лиц с ОВЗ и инвалидов. |
||||||||||||||||||||||||||||||||
6.2. Наличие компьютерной техники, использующей систему Брайля (рельефно-точечного шрифта), электронных луп, видеоувеличителей, программ невизуального доступа к информации, программ - синтезаторов речи и других технических средств приема-передачи учебной информации в доступных формах для обучающихся с нарушениями зрения |
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ: |
||||||||||||||||||||||||||||||||
6.3. Наличие компьютерной техники со специальным программным обеспечением, адаптированной для лиц с ограниченными возможностями здоровья, альтернативных устройств ввода информации и других технических средств приема-передачи учебной информации в доступных формах для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата |
В колледже организованна локально-вычислительная сеть.
В данную сеть входят 8 серверов различного назначения, активное сетевое оборудование на базе устройств Cisco, 9 компьютерных классов, 2 интернет киоска и ПК подразделений ИЭК. Читальный зал библиотеки оснащён шестью компьютеризированными местами, которые подключены к внутренней сети ИЭК. |
||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Требования к адаптации образовательных программ и учебно-методическому обеспечению образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
7.1. Включение в вариативную часть образовательных программ среднего профессионального образования адаптационных дисциплин |
Преподавательский состав колледжа ознакомлен с требованиями, предъявляемыми к разработке и реализации адаптированных образовательных программ. На сегодняшний день в колледже не обучаются студенты, состояние здоровья которых, требует создания особых условий. |
||||||||||||||||||||||||||||||||
7.2. Выбор методов обучения, осуществляемый профессиональной образовательной организацией, исходя из их доступности для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья |
Используются в образовательном процессе социально-активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Педагоги колледжа прошли курсы повышения квалификации по реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования. Программа этих курсов включает вопросы использования методов обучения, доступных инвалидам и лицам с ОВЗ. |
||||||||||||||||||||||||||||||||
7.3. Обеспечение обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья печатными и электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья |
Подключена электронная библиотека от издательского центра «Академия» (сроком на 3 года) http://www.academia-moscow.ru/elibrary/
Электронно-библиотечная система имеет версию для слабовидящих. В ней реализована возможность увеличения шрифтов, выбора более контрастной схемы, выделение области нахождения курсора. |
||||||||||||||||||||||||||||||||
7.4. Выбор мест прохождения практики для обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов с учетом требований их доступности |
Выбираются места практики с учетом заболевания и пожелания студентов инвалидов. |
||||||||||||||||||||||||||||||||
7.5. Проведение текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся с учетом особенностей нарушений функций организма обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов |
Педагоги колледжа ознакомлены с требованиями, предъявляемыми к проведению текущего контроля и промежуточной аттестации, государственной итоговой аттестации инвалидов и лиц с ОВЗ. Для осуществления процедур текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации созданы фонды оценочных средств, позволяющие оценить достижение результатов обучения и уровня сформированности всех компетенций, предусмотренных образовательной программой. Форма проведения текущей и государственной итоговой аттестации для обучающихся с ОВЗ и инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа при прохождении аттестации. |
||||||||||||||||||||||||||||||||
7.6. Разработка при необходимости индивидуальных учебных планов и индивидуальных графиков обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов |
Обучающиеся с ОВЗ и инвалиды могут обучаться по индивидуальному учебному плану в установленные сроки с учетом их особенностей и образовательных потребностей.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
7.7. Подготовка к трудоустройству и содействие трудоустройству выпускников из числа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов и их закреплению на рабочих местах |
При обращении студента в службу по трудоустройству колледжа оказывается возможное содействие в поиске работы через контактные мероприятия с предприятиями-работодателями, работу со службой занятости, организацию практики студентов с ОВЗ и инвалидов с возможностью последующего трудоустройства (в соответствии с направлением подготовки и индивидуальными особенностями). Приглашаются специалисты из Молодежного кадрового центра для поведения тренингов по эффективному трудоустройству. |
||||||||||||||||||||||||||||||||
8. Требования к организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
8.1. Использование средств организации электронного обучения, позволяющих осуществлять прием-передачу информации в доступных формах в зависимости от нарушений функций организма человека |
Версия сайта содержит функцию для слабовидящих. Данный модуль позволяет пользователю гибкой настройки представления контента. Так же в системе Microsoft Teams реализованы функции представления контента для лиц с ограничениями по зрению. |
||||||||||||||||||||||||||||||||
8.2. Обеспечение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов учебно-методическими ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья |
Преподаватели колледжа владеют информацией о требованиях к учебно – методическим ресурсам в рамках реализации адаптированных образовательных программ |
||||||||||||||||||||||||||||||||
8.3. Обеспечение сочетания on-line и off-line технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий |
Установлена и настроена система дистанционного обучения «Moodle», «Microsoft Teams». |
||||||||||||||||||||||||||||||||
9. Требования к комплексному сопровождению образовательного процесса и здоровьесбережению |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
9.1. Осуществление комплексного сопровождения образовательного процесса лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в соответствии с рекомендациями федеральных учреждений медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии |
Осуществляется комплексное сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов через структуру образовательного процесса, определяется его целями, построением, содержанием и методами. Организационно-педагогическое сопровождение направлено на контроль учебной деятельности обучающихся с ОВЗ и инвалидов в соответствии с графиком учебного процесса и включает в себя контроль за посещаемостью занятий, помощь в организации самостоятельной работы в случае заболевания, организацию индивидуальных консультаций для длительно отсутствующих обучающихся, содействие в прохождении промежуточных аттестаций, сдаче зачетов, экзаменов, ликвидации академических задолженностей. Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется для обучающихся, имеющих проблемы в обучении, общении и социальной адаптации. Медицинско-оздоровительное сопровождение включает диагностику физического состояния обучающихся, сохранение здоровья, развитие адаптационного потенциала, приспособляемости к учебе. Осуществляется медицинским работником колледжа. Социальное сопровождение представляет собой совокупность мероприятий, сопутствующих образовательному процессу и направленных на социальную поддержку обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов при инклюзивном образовании, включая содействие в решении бытовых проблем, выделения материальной помощи. На текущий момент времени, обучающихся из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предоставивших рекомендации учреждений медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии – нет.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
9.2. Установление профессиональной образовательной организацией особого порядка освоения дисциплины «физическая культура» |
Для инвалидов и лиц с ОВЗ в колледже устанавливается особый порядок освоения дисциплины «Физическая культура». В зависимости от рекомендации медико-социальной экспертизы, преподавателями дисциплины «Физическая культура» разрабатывается на основании соблюдения принципов здоровьесбережения и адаптивной физической культуры, комплекс специальных занятий, направленных на развитие, укрепление и поддержание здоровья. |
||||||||||||||||||||||||||||||||
9.3. Оснащение профессиональных образовательных организаций спортивным оборудованием, адаптированным для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с различными нарушениями функций организма человека |
Создаются условия для проведения занятий по физической культуре
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
9.4. Создание в профессиональной образовательной организации толерантной социокультурной среды, волонтерской помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам |
Проводятся мероприятия по созданию толерантной среды, через реализацию Плана воспитательной работы колледжа. В колледже функционирует студенческий совет, у которого одной из задач является социализация инвалидов и лиц с ОВЗ, содействие более тесному взаимодействию студентов с ними, развитие процесса интеграции в молодежной среде. |
||||||||||||||||||||||||||||||||
9.5. Наличие отделения поликлиники или медпункта в профессиональной образовательной организации |
Медицинское обеспечение осуществляется внештатным медицинским работником на основании Договора с Иркутской городской поликлиникой № 11. Медицинский пункт располагается по адресу г. Иркутск, ул. Костычева, д. 3, на первом этаже общежития, что обеспечивает доступность для инвалидов и лиц с ОВЗ. |
- Доступность общежития колледжа
- Доступность учебных корпусов колледжа